Последнее время просматриваю довольно много поисковиков (ну раз уж блог завела:)) И замечаю я, что огромный процент этих поисковиков предлагает пользователю зарегистрироваться. Ведь большинство из них предлагает какие-то новые возможности. Чаще всего это сохранение поиска и подписка на результаты.
Собственно говоря, что это означает? То, что, видно, поисковые системы теперь разворачиваются лицом к пользователю. Бла-бла-бла. Это приучение. Прививка. Ведь перед другими поисковыми системами, которые не Google или др. гиганты, (особенно общими, не вертикальными) стоит очень большая задача, практически невыполнимая (на данный момент времени) – приучить к себе пользователя.
Она может искать не хуже Google и даже в несколько раз лучше, выполнять точно поставленные перед собой задачи. Сейчас, когда каждую неделю я пользуюсь разными поисковиками, я вижу это особенно хорошо. Один хуже, другой лучше, но в среднем – каждый из них может заменить Google вполне. Я ведь все равно нахожу то, что ищу. Просто разными путями – быстрее, медленее, но нахожу ведь.
Но заставить осознать, что ваш поисковик не хуже Google – это пол-дела. Остальные пол-дела – в прививании. Да, нужные какие-то веские причины, чтобы заменить Google в своей панели закладок на Quintura (которая вполне уже даже претендцет на это место у меня, скажу честно, поэтому я к ней как-то особенно пылаю любовью), del.icio.us (эксперимент с которым мне очень понравился) или что-то еще. Казалось бы, чего проще.. Но вот так вот. Такие мы, человеки.
Поэтому очень важно сделать сервис таким, чтобы комар носа не подточил. Только у каждого представление об идеальности свое. Почему Гугл до сих пор популярен, учитывая все вышесказанное мной? Потому что он удовлетворяет абсолютно всем. Да, эта кнопочка или вот та функция в каком-то новом поисковике могут быть совершенно полезны. Но не всем. А Google – не дает вариантов. Там строка запроса. И выдача. Все. Вариантов больше нет, не надо думать, что делать. Пусть мы сделаем на несколько запросов больше. Но все гениальное просто, тем не менее. Запрос-выдача, ничего лишнего. Даже не усредненный, а вообще довольно примитивный вариант – но он работает. Потому что подходит всем. Без исключения.
Альтернативные поисковые системы. Им надо чем-то брать. Они не могут стать вторым Google, просто потому, что бессмысленно изобретать трехколесный велосипед. Конструкция очень надежная и устойчивая, бесспорно. Но конкурировать с лидером, производя абсолютно тоже самое – глуповато.
Поэтому брать остается предоставляемыми возможностями и, что очень немаловажно, интерфейсом. Про интерфейс поисковых систем – это вообще отдельная тема, я не буду ее здесь раскрывать. Но вот возможности.. На них ставят главную фишку. Управление запросом, путь поиска – это очень немаловажная часть работы с поисковой системой. И если эти моменты грамотно построены, то система имеет определенный шанс на успех. Но кто будет в этом разбираться, когда есть Google? Я? С удовольствием, но нас таких мало.
Я когда-то встречала такую правильную мысль – чем больше человек во что-то вкладывает, тем больше он к этому чему-то привязывается. Дети, любимые люди.. Сколько сил, нервов, денег в конце концов, мы им отдаем? И это тоже можно считать довольно веской причиной, по которой мы боимся их потерять (хоть и сильно эгоистично звучит). Это интуитивно понятно всем. И любимые люди, и дети вполне успешно этим пользуются, часто, может быть, не подозревая об этом.
Чем хуже поисковые системы? Привязать к себе пользователей – очень непростая задача. А на войне все средства хороши. Заставить юзера вложить свои силы настолько, что будет уже даже жаль куда-то уходить – это жизненный маркетинг. Ничего такого подлого в этом нет. Только какие варианты?
- создать очень хитрожелтый поиск. Тут уже, конечно, можно рассчитывать только на удачу. Может, дотошных и любопытных окажется много, как знать. Но не все готовы так прямо сходу взять и отдать все свое время и силы на том, чтобы ковыряться в сомнительной ценности системке. Такие ковыряния могут и не один день занять. В меру интересный сервис, в меру инновационный, интуитивно понятный и красивый, имхо, будет вполне достаточным поводом для выделения пары минут, за которые нужно успеть понять главные принципы функционирования.
- дать возможность пользователю создать свой поисковый дом. Строить его. Конечно, не трехэтажный особняк получится, но все же свое, родное. Своя поисковая история, свои настройки опций отображения, фильтрации результатов и подписки на них.. И что-то еще, хотя это и основное. Имея аккаунт на каком-то поисковике, порывшись во всех настройках и создав свою коморку такой, как тебе надо, очень лениво будет переезжать в такую же коморку, только в другом месте.
Где-то своя поисковая история сказывается на результатах поиска, а где-то нет, то есть что зарегистрированый, что не зарегистрированный пользователь получат один и тот же serp. Я не говорю об этом как о панацее. Вовсе нет, просто это один из способов. Те, кто хочет занять место Google, знают, что копейка рубль бережет. В том плане, что любая деталь может сыграть свою роль. Пусть для одного из тысячи. Но и им пренебрегать нельзя. И, естественно, тут все так же зависит от удачи. Кто-то зарегится в одном поисковике, кто-то в другом. Это уж как их судьба направит.
Вывод? Вывода, как такового, здесь нет. Это просто запечатление факта – все больше и больше поисковых систем стали предлагать либо «персонализированный поиск» либо большую гибкость настроек и дополнительные возможности. И мои субъективные мысли по этому поводу.
p.s. Прошу прощения, что практически без примеров. Такова особенность моих теоретических постов :)
Добавил рсс в ридер – нравится Ваша писанина (это хорошее слово :))
Это происходит с вебальтой, с рамблером (хотя у него поиск – побочный продукт… это да)…
Именно с поиском можно придумать что-то сильно новое (сегодняшние поисковики от идеала так далеки….), потратить кучу денег на разработку, и, что не мало важно, разработать хороший поиск, потом разрекламировать и дело в шляпе…
Что касается не поисковиков — то тут дело в хорошей идее…