«Экстремальный» подход в контексте UI/UX проектирования | Seobaby

Автор/Время:

  • on 25.03.2010
  • at 12:48 ПП
  • by seobaby

«Экстремальный» подход в контексте UI/UX проектирования



Т.к. я не программист, и как таковой практики экстремального программирования не имею, то буду рассматривать данную методологию именно в общем смысле, т.е. как подход, проецируемый многими на различные области разработки чего-либо.

Почему я вообще решила высказать свое мнение? Дело в том, что в команде, в которой я работаю на данный момент, навыки XP являются одним из очень желательных условий при приеме на работу как программистов, так и проект-менеджеров.

Далеко не все пиэмы имеют опыт сотрудничества с проектировщиками (справедливости ради отмечу, что и обратные случае тоже нередки).  А если и имеют, то не с мной)) Я неспроста называю себя именно проектировщиком, а не просто интерфейсщиком, скажем – потому что я не умею «тупо» (не в значении «глупо») исполнять. Это, с какой-то стороны, недостаток – даже там, где мое идологическое внедрение не требуется, я не могу заткнуть в себе порывы поучить кого-то о том, что, мол, вы че, ребяты, низя так над пользователями издеваться, они вам не дешевая рабсила.

Так вот.  Я уже не первый раз сталкиваюсь с ситуацией, когда мне пытаются «навязать» (ну не всегда в виде принудиловки)) разработку проекта небольшими участками. Мол, тогда лучше переделывать, результаты сразу видны (даже в самых неорганизованных структурах есть начальники, которые требуют. либо заказчики) и прочая и прочая.  Так вот – это крайне неэффективный подход, если говорить о разработке проекта с т.з. всего, что связано с юзерской деятельностью. Чтобы понять почему – подойдем с другого конца, и поговорим об этом самом ux/ui проектировании. Естественно, с моей точки зрения (я тут недавно узнала уже на практике, что если программисты могут в паре работать, если проектировщик+дизайнер+версталщик = вообще чудесно, то проектировщикам двоим вместе работать – сразу вилы и смерть. Разница во взглядах, несовместимая с дееспособностью проекта)

У меня лично в проектировании работает принцип от общего к частному. Сначала вы рисуете овал лица, тип внешности (расу, так сказать), отличительные особенности, потом глаза наполняются цветом, губы улыбкой, лицо морщинками, уши волосами, а голова прической.  не наоборот. в моем представлении.

Вот представьте себе два варианта постановки задачи рисования портрета:

1) так, значит нам главное – это нос без горбинки и голубые глаза. ну и пусть это будет женщина. остальное не волнует нас, потом как нить придумаем. главное, чтобы заказчик видел, что работа кипит. а ему вот голубые глаза всенепременно нужны, фетиш у него

2) нужен портрет женщины, китаянки, скажем, возраста 30-35 лет, деловой женщины, следующей тенденциям моды и всякого хай-тека, которая (чуть усложним) проводит выходной на пикнике с ребенком и его друзьями.

почему я предпочту вариант номер два. Потому что я не смогу нарисовать первый вариант. Вроде чего проще – нарисовал четко оговоренные прямой нос и голубые глаза, потом ты  дорисовываешь остальные элементы в соответствии с четкими указаниями. Возможность ошибки практически исключается – ты все делаешь по ТЗ, пожелания заказчика полностью учитываются.

Не смогу, потому что велика вероятность того, что в итоге получится какая-то большая крокодила, которая по улице ходила. Потому что, допустим, нарисую я, голубые глаза. ок. Заказчик обрадовался, а через недельку говорит – не хочу европейку, хочу китаянку. А у китаянок (простите если мышление стереотипное, но мы тут всё больше образами размышляем) глаза карие. То есть вариант один – мне придется перерисовывать глаза (а значит и весь портрет, если это красками сделано). Вариант два – мне придется оставить голубые глаза, но показать, что это продвинутая девочка молодая, которая носит сильно голубые линзы (неестественно выглядят) и волосы у нее тоже розовые. И т.д.

В варианте номер два я вижу четкую картинку – есть китайской расы женщина, умудренная жизнью и чуть уставшая, вероятно умная и которая любит (а может и наоборот, не любит… это уж как я нарисую))) проводить целый день в компании детей. все. задача поставлена. про цвет глаз и прямоту носа, цвет волос и приблизительное выражение лица я и сама уж как-нить соображу.  я смогу это нарисовать, потому что я буду знать, каков конечный результат нужен – к чему мы стремимся.

Так вот в первом варианте – для меня опять же – это многочисленные переделки, нервы, психи даже, я бы сказала. а также постоянное осознание того, что мне приходится работать только потому, что нужно сделать проект. и конечный результат не волнует никого на самом деле. заказчику главное, чтобы носы, глаза, волосы были сделаны так, как ему хочется и в такой одежде, в какой ему надо.

Во втором случае возможна одна проблема – в моей голове может появиться несколько образов (довольная домохозяйка, скучающая акула бизнеса, безразличная уставшая мамаша и проч.),  и мне захочется их все обрисовать. но тут разница есть – я если и обрисую их все – то по своей личной инициативе, потому что МНЕ так хочется, потому что мне нравится придумывать и отображать свои мысли, потому что мне нравится решать различные задачи и делать эти решения красивыми. и я довольна – свой творческий потенциал мне удалось раскарыть, так сказать, и я довольна тем, что в меня верят и не указывают какой бантик ей в косы заплетать, и заказчик рад – все его требования выполнены, а вариантов он получил как минимум два (меньше я, наверное, никогда и не делаю).

Да и закачика (либо пиэма) работа по второму сценарию характеризует как человека, который осознает, что ему нужно, который знает, что он хочет получить (при этом, даже не обязательно чтобы он мог сформулировать свои мысли четко. их я и сама могу сформировать, мне главное понять от него чего он хочет. четко), таким образом я смогу понять четкое позиционирование продукта (а значит и возможные направления его развития, что, конечно же, я учитываю, при проектировании).

а это очень сложно многим пиэмам обрисовать. ибо чтобы позиционировать проект – требуется много чего выкинуть (зачастую, в среднем). многие, же, напротив, страдают синдромом «вороны» – хватаю все, что блестит, красиво типа. так что позиционирование проекта – наверное основополагющее вот то самое, что я от проект менеджера хочу услышать. этого уже достаточно, чтобы наша совместная работа была продуктивной. потому что задания типа «иди туда не знаю куда сделай то не знаю что» – они в своем процессе бесконечны. плюс это неуважение и к проекту, и ко мне как проектировщику (мол, ты делай варианты, думай тут за нас, а мы только критиковать будем).  А свое непонимание и невидение проекта некоторые (не)умело скрывают за XP подходом.

Еще одно немаловажное замечание о проектировании: это, как мне кажется, прежде всего чутье. Это очень интуитивный процесс. Это хождение по лезвию бритвы, так сказать. Пока ты полностью не расставишь акценты (точнее, пока их не расставит заказчик/ПМ), не вычленишь главное – ты не сможешь сделать оригинальный, наиболее подходящий интерфейс, т.е. конкретно к данному проекту. Ты можешь опираться на свой собственный опыт и взгляд, но в итоге может понадобиться переделывать, ибо не совпадет с мнением и взглядом заказчика (не значит что плохо. просто твое мнение может быть другим. не тебе ж знать как бабло с этого рубить собираются)). А зачем нам такое неуважение  собственному труду и времени. Немного сместишь акцент с одной сферы на другую – и все – даже смысл проекта уже может кардинально поменяться, а значит и UX (и, следовательно, UI) – уже будет совсем иным. Унификация – это хорошо, но там, где имеются стандарты. Напр., форма логина – унифицируй себе.  хотя в каждом новом проекте, я ее все равно «обуникаливаю». даже форму выбора языковой версии можно сделать каждый раз разной, даже такие мелочи могут зависеть об общей нацеленности проекта..

ТАк что отсюда следует одна важная задача пиэмов – это ограничивать фантазию. Если очень очень грубо привести пример, то так может выглядеть: я не очень хорошо понимаю цель проекта, ибо мне сказали о мелочах, но самого главного так и не объяснили. Я имею в голове несколько вариантов. От структуры и навигации пляшет все остальное. А все остальное отрисовать – это тоже огого сколько времени. Т.е. мы теряем время на мои предложения различных вариантов, и они еще, зараза такая, все не нравятся. Нравятся другим, но не нравятся менеджеру проекта. Они, видите ли, не соответствуют ожиданиям этого менеджера. Так а кто тебе виноват, если ты мне не ожидания свои рассказал, а какими цветами рюшечки должны быть выделены и ширину сайдбара в пикселях?

Так что когда когда менеджер четко обозначивает границы «от сих и до сих» и тем самым максимально снижает вариативность, то легче и быстрее становится работать всем. А это с XP уже слабо коррелируется.

Правда, есть один плюс у XP (обычно он годится для небольших и несложных проектов, где, собственно, не так много сложных моментов и не так много задач, к которым требуются оригинальные и правильные решения). Это подход от частного к общему. т.е. нарисовал ты голубые глаза и прямой нос, а дальше уже все остальные элементы просто привязывай к тому что есть. ничего не переделывай, а делай все элементы отдельно и потом их просто соединяй в одну картинку. ДА, вероятность «странного» результата весьма высока. Но, кстати, она многих устраивает. Это, в основном, либо проектировщики-халтурщики, которым абы сделать, а там хоть трава не расти. Либо программисты (экстремальные, наверное). Насинг персонал, просто ну другой у программистов подход к юзерэкспириенсу. Это сами программисты говорят кстати, не я ))

Поэтому и называется экстремальное программирование. потому что относится к программированию как таковому и разработке функционала. и, почитав книжонки об XP, я заметила, что обсуждение всего процесса и всех методик начинается уже с самого процесса программирования, т.е. стадия проектирования как бы уже есть по умолчанию. и, что очевидно, проектирование было не «экстремальным». Поэтому не стоит.. впихивать невпихуемое проецировать непроецируемое. (кстати, если стадия проектирования в этих книжках не упоминается, то это значит что именно? что она уже пройдена? или что ее вообще нет и не было? по хорошему, она обязана быть. но, учитывая то, что они так с легкой руки все перерабатывают прямо на лету, при этом о проектировании (точнее, перепроектировании) опять ни слова, то как-то складывается ощущение того, что такая стадия у авторов отсутствует как класс..)

Вывод здесь такой: жнецом, швецом  и дудцом, простите, требуется быть как раз проект менеджеру.  потому что к каждому специалисту нужен свой подход. алилуйя!

rss feed комментариев

Комментарии(9)

  1. Иван:

    «»Вывод здесь такой: жнецом, швецом и дудцом, простите, требуется быть как раз проект менеджеру. потому что к каждому специалисту нужен свой подход. алилуйя!»" – Обычно менеджер сам должен ко всем находить особый подход, в Институте нас вроде этому и учили)))

    • seobaby:

      о чем и речь. в жизни же часто наоборот, менеджер считает только что ему все должны и его главная обязанность – дать знать об этом всем окружаеющи посредством бития себя в грудь, не более.

  2. Cандер:

    Вот сколько программирую, убеждаюсь, что разработка «по варианту 2″ бывает только в теории – всякие ТЗ, согласования и.т.п. На практике надо быстро делать, потом переделывать, потом писать ТЗ и согласовывать его. Иначе нереально. Заказчик сам никогда не знает, что хочет.

    • seobaby:

      внимательнее – «в контексте UI/UX проектирования». То есть вот эти самые проектировщики и нужны программистам, чтобы можно было работать в вашем предпочитаемом стиле. Потому что выполнять части, не понимая целой картинки – это… ну подставьте любое слово сами. А чтобы создать целую картину и спроектировать систему какую-бы то ни было – нужно эту целую картину видеть. А т.к. вы все очень быстрые и шустрые, то у вас на это времени никогда нет. Ну это я в целом, ессно. Да и, кстати, некоторые проектировщики работают побыстрее, чем некоторые… (подставьте любое слово сами). самая долгая часть обычно – формировать мысли этого заказчика. но лучше потратить время на это, чем на разгребание кучи… (подставьте сами опять же).

  3. Azzy:

    Даааа, тяжела ты, шапка Мономаха..Успехов в работе и побольше адекватных, вменяемых менеджеров! Хотя это редкость..

  4. DarkwaveMD:

    По этому самая высокая зарплата с проэкт мэнеджеров, на чьи плечи ложится полное согласования ТЗ и разборки с заказчиком.

    • seobaby:

      согласна, им нужно платить просто много, это работа, где стареешь раньше времени, хотя это очень увлекательно (должно быть в теории). в общем, все ноги из управления растут.

  5. tsyg:

    Пару лет назад я участвовал в нескольких проектах по XP. Были и тренинги…Так вот на мой взгляд идея разрабатывать то, что нужно заказчику прежде всего и прямо сейчас имеет под собой в том числе цель переложить ответственность за управление продуктом на заказчика. А задача ПМа при этом постоянно фиксировать этот факт – типа технический долг и обязательства перед заказчиком не копятся. При этом для XP НЕОБХОДИМ представитель заказчика, который обладает полномочиями принятия решений – т.е. по сути менеджер продукта. Обычно это руководитель, уделяющий проекту далеко не 100% своего времени, сил и внимания и совершенно ничего непонимающий ни в разработке ни тем более в проектировании UI/UX. Зачастую такой человек и его подчиненные (заказчики рангом пониже) не могут описать требуемые функции на высоком уровне абстракции, а формулируют потребности преимущественно в терминах UI/UX знакомых им продуктов. Ну а XP призывает к тому, чтобы спецификации (User Story) писали сами заказчики.
    И если ПМ не научит и не обяжет заказчиков абстрагироваться, то придется реализовывать придуманные ими UI/UX. У нас в основном так и получалось.
    А если даже US будут качественными и без деталей UI, то качественное и целостное UI/UX проектирование (и перепроектирование) сильно подкосит экономические и временнЫе выгоды XP.

    • seobaby:

      Спасибо, очень красивый (не знаю прямо, как иначе сказать) комментарий. Могу лишь добавить, что на начальном этапе UI специалист (зависит от компании, конечно) зачастую является проект-менеджером (который в свою очередь, почему-то, умывает руки и избегает детального изучения дискуссии). впрочем, честно говоря, как по мне – так лично мне это на руку. во-первых, никто не мешает, во-вторых, мне нравится быть ПМ в общем-то, это интересно.

Please, feel free to post your own comment