Статья писалась для Рубликона (пока там ее нет). Поэтому стилистика чуток другая.
Многие говорят, что веб 2.0 – это фикция. В частности, в отношении юзер-генерированного контента. Мол, был он всегда, взять хоть те же форумы. Форумы форумами, но проник он даже туда, где, казалось бы, изначально его быть не может – в поиск.
Сервисы вопросов-ответов нельзя назвать привычным поиском. Это, как говорят ответы@mail.ru, человеческий поиск. Но насколько человеческие ответы получаешь, настолько сервис и зависим от человеков. 1-4% пользователей интернета генерируют контент, так статистика говорит (хоть я ей и не верю. Другие времена нынче)).
Думаю, приблизительно также обстоит дело и с отношениями между обычным поиском и сервисом вопросов-ответов – просто ни к чему не обязывающий поиск импонирует на несколько порядков большему числу людей, нежели заморочки с вопросами-ответами. Самолюбие, говорите? Ну да, когда ответишь на вопрос, в котором ты специалист. А задать вопрос – не всегда язык (рука) поворачивается по разным психологическим причинам (все и так поняли, не буду распространяться).
Зато есть места на Земле, где Q&A существенно популярнее поиска. Наверное, закон сохранения энергии действует. Говорим поиск – подразумеваем Google. Только не в Южной Корее. 77% поисков, совершаемых жителями Южной Кореи, приходится на Naver.com – наиболее популярный местный портал. Около 44.000 вопросов в день – очень внушительное количество. Людям просто нравится. Нравится помогать, благодарить, слышать благодарность. У корейцев вообще весьма развито чувство коммьюнити. Поэтому остальные корейские порталы считают своим долгом кроме стандартного поиска предложить и сервис Q&A (questions&answers).
Кстати, на корейском рынке Google совершенно не популярен. После Naver.com по численности поисковых запросов следует Daum.net (10,8 процентов) и корейский вариант Yahoo! с 4,4 процентами. А вот Google как-то в сознании южных корейцев с поиском не очень-то ассоциируется. Всего-то…. каких-то 1,7 процентов поисковых запросов. Не густо, для лидера-то. Аналитики говорят, это из-за специфики корейского языка. Пока еще Google не справляется, в нем просто недостаточно данных. Не может он пока удовлетворить поисковые потребности южных корейцев. Хотя Google не сдается, считая Южную Корею очень и очень привлекательным… ну да, рынком, чего уж тут. Интересно, пойдет ли он на то, чтобы изменить внешний вид. Корейцы не очень любят аскетичный дизайн, им куда больше по душе порталы.
И брюки превращаются… превращаются брюки… в элегантные шорты. На данный момент существует около 30 сервисов Q&A (не считая локализованных и вообще не англоязычных). Все они – чистый юзер-генерированный контент. Кстати, интересно, что активность на платных сервисах вопросов-ответов если и меньше, чем на бесплатных, то не намного. Видимо, просто культура потребления информации другая.
Но любую идею можно развить. Некоторые пошли дальше, создав сервисы, в которых на вопросы пользователей отвечают эксперты в своей области. Можно стать экспертом самому. Можно говорить через skype или jabber. Странно только, что полноценного видеосервиса вопросов-ответов пока еще не замечено.. Да и вообще стартапы нынче очень все интересные и функциональные. И, пусть даже невольно, диктуют усовия входа в определенный сегмент рынка сервисов. Да и фантазия живет. Примитивный Q&A не совсем скоро, но изживет себя. Он останется только у гигантов. Альтернатива будет вылазить засчет фантазии и пронырливости. И вылезет.
Список англоязычных Q&A сервисов здесь.
rss feed комментариев