Столько времени я вынашивала пост о Веб 2.0, что он уже оказался совершенно не нужным)) Ну поздно уже. Все всё знают. Ну и ладно. Не очень-то и хотелось.. :) Ну тогда поговорим о Вебе 3.0, деваться некуда. Вопрос, который меня терзает, собственно говоря, не столь в том, что есть Веб 3.0 (ну потому как нет его еще вроде… хотя я что-то от жизни совсем отстала), сколько.. является ли семантический веб Вебом 3.0? Да, я знаю, я уже писала об этом. Но с тех пор много воды утекло. Задалась я им, поразмышляла, и пришла к выводу, что…
О самомСемантике не буду говорить, простите. Задачи объяснять что это у меня здесь не стояло. На всякий дам пару ссылок на русском:
- Семантическая Паутина в Википедии
- Блог Semantifind, SemanticTools
- ну и еще один пост о Семантик Вебе у меня
Ну так вот. Насколько вообще возможно реализовать Семантический Веб в условиях… ну на данный момент? На данный момент есть две возможности сделать так, чтобы машины извлекали информацию со страниц таким образом, чтобы людям было легче ее потом, ну грубо говоря, искать.
Подход «сверху вниз». Ну либо «через ж…», хотя это и спорно. Смысл в том, чтобы оставлять веб-страницы в том виде, в котором они есть сейчас, и именно извлекать из них информацию с помощью специально обученных.. кого бы то ни было. Это могут быть какие-то специальные агенты (Blue Organizer от Adaptive Blue, PersonalWeb от Claria), поисковые системы (тут дам ссылку на пост в SE la vie, там как раз об этом), и высказывалось даже предположение сделать специальные Веб-Фабрики, которые сами перерабатывают обычные страницы на свой, семантический, лад. Мысль неплохая в принципе, но если она до сих пор нереализована, значит есть проблемы (хотя бы эта – если Фабрик будет не одна, то у каждой будут свои стандарты – и как быть?).
Надо заметить, что ни специальные сервисы-агенты семантического толка, ни поисковые системы еще не находятся на должном уровне, они сами это признают. И это не семантический веб как таковой. Веб останется таким, какой он есть. Будут лишь семантические программы для различных нужд. Из всего этого у поисковых систембольше всего шансов, конечно, потому что.. ну очень в общем, все это нужно для того, чтобы удобнее и легче находить необходимые данные.
Подход «снизу вверх». То есть типа нормальный, который действительно будет Семантическим Вебом – сделать весь веб-контент семантическим, то есть не «коллекцией документов», а «коллекцией данных».
Но с ним есть проблемы. В принципе, технически – это решаемый вопрос. На существующий HTML необходимо как бы «наложить» слой семантической информации (простите за корявое объяснение, я, все-таки, лингвист)) сапожник, как водится, без сапог). В наличии имеются следующие технологии, 3 штуки: Web Ontology Language (OWL), Resource Description Framework (RDF), SPARQL. Эти технологии помогут разметить контент нужными мета-данными и затем извлечь необходимую информацию, определяя смысл и качество контента. А кем должны эти мета-данные добавляться? Либо авторами контента, либо потребителями-читателями. А вот это уже проблема. В первом случе… ну.. короче, заколебаться можно. Заколеблются и плюнут на все. Со вторым еще хуже – зависеть от других людей, кто знает, чего им там в голову взбредет.
Впрочем, я не думаю, что проблема нерешаема. Надо просто предложить новую увлекательную игру, типа как тэгирование. Все же втянулись, даже те, кто не хотел (ну это я.. сопротивлялась долго))). Но как в теме с тэгами есть существенная проблема – фолксономия, которая (ну удивительно просто!) так до сих пор и не разрешена (где-то.. частично..может быть), так и с новой темой обязательно возникнут новые схожие проблемы.
Проблема еще и в том, я считаю, что машина может выучить скормленный ей язык, но всего ей скормить невозможно, потому что язык – живой. Год назад еще не было креведок, если вы понимаете о чем я. Это проблему тоже можно решить. Но просто вопрос – стоит ли овчинка выделки? Не знаю. При таких трудностях мне кажется, что семантический поиск – действительно хороший выход из ситуации. Семантика нужна, бесспорно. Но пока она в неком тупике. Полу-технологическом, полу-онтологическом (в плане «смысла бытия»))) Вот и получается.. ни рыба ни мясо.
Но делают же. Делают. Google, само собой. Развивает семантику как для поиска, так и вкладывает в отдельные, непоисковые проекты, такие как KnowItAll. Yahoo использует семантику в поиске по Yahoo!Food. Citigroup, Oracle, HP, Adobe – все в какой-то мере используют возможности семантика. Но пока для достижения своих целей, видимо, ну то есть чтобы улучшить качество своих продуктов, а не во благо человеческое, эх…))
В итоге.. Можно ли приравнять Семантик Веб к Вебу 3.0? Я лично не стану этого делать. Для построения действительно Семантического Веба понадобится, как мне кажется, ну еще пару годков как минимум. А может действительно решат без него обойтись (кто решит?..))), а только внедрением его в отдельные сервисы и продукты, может так и лучше будет. Это по поводу Семантика.
А что же с Веб 3.0?.. У людей настолько разрозненные представления о нем. Как говорится, кто на кого учился. Тот, кому импонирует идея семантического веба, говорят, что веб 3.0 – это семантический веб, ну или близко к тому. То же и с Искусственным Интеллектом (впрочем, я с ним не так близко знакома). Другие говорят, что это будет время какого-то усиленного развития медиа-технологий. Третьи – про какие-то изысканные пути персонализации думают.
Я вот как-то пока никакого мнения не придерживаюсь. Если веб пронумерован, то самой значительно цифрой, вероятно, является только «2″. Остальные – будут интерпретации существующего. Возможны революции. Но не кажется мне, что они будут обозначаться цифрами. Не так уж и много революций у нас творится)) Когда будет семантический веб – он будет Семантическим Вебом. А 3.0 – представляется мне неким суррогатом, подделкой под 2.0, потому что ну надо же нестись вперед, надо развивать такую удачную модель.. И возможно даже и будет 3.0, но такой.. высосанный из 2.0, его логическое продолжение, хвост из той же плоскости. Может так и надо. Без революций (ну хотя будет же она, никуда не денешься, какая и когда – другой вопрос).
Веб, мне кажется, сейчас просто находится в какой-то стадии осмысления. Типа «ох и ни фига себе замутили…». Столько всего, столько всего! Наделали, соорудили, сочинили, сотворили. Даже сами еще не поняли что к чему, и как это можно использовать на полную катушку – полезно и продуктивно. Вот.. смотрят.. экспериментируют.. Ведь 2.0 в классическом его понимании нам уже (мне и вам), елки зеленые, ну совершенно неинтересен! Вся его прелесть раскрыта, загадки разгаданы.. Теперь с этим наследием надо что-то делать, выращивать его, воспитывать, делать из него чело Веб на собственную потребу – ну типа чтобы было потом кому стакан воды подать и все такое. В общем небольшой ступор налицо.
В общем, мне кажется, что веб 3.0 – это будет не чистопородный веб. Так.. скорее помесь из всего вышеизложенного. Ступенька, переход к чему-то. Но еще не Что-То.
Также в нем должны присутствовать алгоритмы разрешения многозначности: как омон имии, так и полис имии, что очень важно для таких языков, как русский и более сложные языки…
Только вот большой вопрос какой будет этот алгоритм?
Мне вот пока кроме традиционных методов ранжирования в голову ничего не приходит…
This is Alex Iskold, Founder of AdaptiveBlue, by the way.
http://www.readwriteweb.com/archives/the_top-down_semantic_web.php
http://blog.adaptiveblue.com/?p=572
2. AI, самантика etc в ближайщие годы не протолкнуть в массы.
3. Денег заработать хочется и стартаперам и инвесторам.
4. Без громких заявлений это не сделать.
5. Дабы не ждать лет 10, будут улучшать уже имеющееся, пропиарят, раскрутят, и появится web 3.0
6. Помимо доработки машапов отличительными чертами будет коммерциализация, новые виды рекламы, больше возможностей для юзеров зарабатывать денег.
-web 2.0 – сайт есть проект, в который вовлекается посетитель + конент генерируется самим посетителем
-web 3.0 – сайты начинают взаимодействовать друг с другом.
да, копирайты на высказывание твои)) я тебя. очень.
очень толковый у вас коммент, спасибо большое. думаю, мы все так или иначе думаем об этом, особенно, конечно, по пунктам 1 и 2. постараюсь взять свой моск в руки и немного поразмышлять об этом. в комментах писать пока не готова.
Я-то всю жизнь думал, что есть такое слово «вообщем», а оказывается – нет!
Ох-о-хо…
Хотя вы верной дорогой идёте … Во многом согласен с вами …
новое поколение сети будет в первую очередь использовано маркетингом. «Я знаю кто ты, я точно знаю что тебе нужно именно сейчас. Вот оно».
У сети Бегун и сервиса Мамба – один учредитель. Люди заполняют анкету на мамбе и пишут туда не только размер члена,а свой соц статус, есть ли машина, квартира,сколько доход и прочее… Причем по этим критериям нет поиска! Зачем эти данные? Они никак не помогут найти любовь в сети! Но для маркетинга они очень важны.
Зачем Яндекс купил Мой Круг? Зачем литовцы купили 10% Однокласников? Он покупают информацию о потенциальных покупателях. Это основной источник дохода соц сетей. Не СМСки,а маркетинговые данные. РБК делает ЛовПленет. Зачем? Ну уж наверно не ради СМСок ) Мердок покупает майспейс по 15 баксов за голову. Зачем? Суп покупает ЖЖ. Зачем?