Поисковые системы 2.0. Ху из ху. (Часть 3, закл.) | Seobaby

Автор/Время:

  • on 22.12.2006
  • at 12:53 ДП
  • by seobaby

Поисковые системы 2.0. Ху из ху. (Часть 3, закл.)



Хочу рассмотреть третий подвид поиска разновидности 2.0. Ну, по крайней мере, у меня их три. Все очень просто – третья отличительная особенность дванольных поисковиков – это то, что они технологически чем-то отличаются от привычных нам. А все, что отличается – уже 2.0, как не крути (ну или выше, но никак не ниже))).

Естественно, один поискових может принадлежать сразу трем категориям, как, например, кластеризированный поиск. Да, по поисковым технологиям он может не сильно отличаться от, скажем, Ask.com, если он использует его алгоритм, но, елки-палки, кластеры нарисовать – это тоже не хухры-мухры, на это ж нужно время, нервы и моск.

1. Власть народа – Del.icio.us
C
одной стороны может показаться, что вообще, собсно, а какого он здесь имеет место быть? Но внимательный читатель знает – неспроста это! Иначе бы Яху не покупал Делишес. Ну вообще, даже тем, кто не читал, все должно быть кристально чисто – у сервисов букмарков есть совершенно естественный (не будем пока спорить на этот счет, примем априори, что этот путь естественный, не о том речь сейчас) алгоритм релевантности: тыща голосов и пять тыщ голосов за ссылку – это две большие разницы! Для удобства можно сей алгоритм обозвать bookrank.

Да вообще, куда ни кинь – сплошь власть народа, аж некуда деваться. Как ни зайдешь куда, так вечно – либо проголосовать, либо захабрить, да мало ли что еще… Ну у всех свои термины и понятия (кстати, этим мне Web 2.0 нравится – простор для креатива).

Кажется мне, что это уже довольно таки привычные вещи, которые прямо таки оскомину набили. Кстати, вот лично мне бы не хотелось, чтобы обычный поиск внедрил эту социальную ерунду (да, я все еще не люблю социальность!). Уверена, львиная доля человечества испытывает необъяснимую нежность к антиквариату «в отличном состоянии». Стиль ретро периодически в моде, да и не может быть иначе – законы диалектические такие – все движется по спирали. А значит, почти по кругу))) В общем, когда народ приестся социальными массами и всяческой семантикой, захочется просто постоять в сторонке и, как последний идиот, воспользоваться старым добрым MSN Search… Такой взрыв эмоций! Может, его сразу же посетит вдохновение и он придумает концепцию для Web 4.0 (assuming web 3.0 is already in use). *улыбаюсь*

2. Еще один подподвид самого что ни на есть дванольного поиска – поиск ответа. Когда то мне попадалась на глаза заметка о том, как Microsoft хочет сделать поиск поинтеллектуальнее, при этом используя алгоритм relerank (заимствованный, если не ошибаюсь, у Alexa). Смысел в том, чтобы пользователь мог задать вопрос и получить на него ответ, а не просто набор урлов. То есть ответ не исключает набор урлов, но то ли сниппеты там будут побольше, то ли еще самописные комментарии будут демонстрироваться, то ли там будут какие то дополнительные возможности – но что-то такое разумоподобное должно быть по задумке. Ну что ж – даже самой задумкой (уж не знаю, чья она изначально) пирожок заслужили.

Не знаю, как там все это дело движется, но вот давеча наткнулась я на такую интересную штучку как Hakia, которая себя позиционирует как search for meaning. Ну допустим. Hakia использует какую-то мозаичную систему индексирования QDEX и глубокий семантический анализ (куда ж без него!). Но так как Хакиа все еще в новорожденном состоянии, то есть в альфа версии, то действия ее пока еще не всегда адекватны. Впрочем, детям можно. Кстати, такой маленький нюансик – Hakia работает по технологии Miscrosoft. Но это не помешало ей срубить где то 30 муликов американской капусты, ептыть.
(upd. еще один поисковичок - Lexxe)

3. Следующее интересное нововведение – так называемый Intent driven search. Ето когда вы типа не умеете строить правильные запросы и уверены, что поисковая системы должна прочитать Ваши мысли.
Ну это в идеале. На самом же деле вовсе не факт что ваш правильный запрос поисковая система проглотит без малейших признаков «возможно Вы имели в виду..» или «Ничего не найдено?» Так что фича полезная.

Во-первых, это Yahoo!Mindset, а во-вторых, это, как ни странно, Вебальта. Короче, смысл такой – вы вбиваете запрос, вам выдаются результаты, и вы начинаете крутить рычаг релевантности. А оптимизаторы еще смеются… Все реально, все уже есть – просили рычаг – нате вам. В Yahoo, к примеру, можно накрутить релевантность меж двумя полюсами – shopping и researching. В вебальте – между «внешними факторами» и «контентом». Кстати, интересно, что у этих двух поисковиков рычаги релевантности лежат чуть-чуть в разных плоскостях.

Штука, по-моему, полезная. Потому как коммерциализация веба порой носит устрашающий характер. Хочешь ты, например, узнать историю цельнотянутых металлических труб, а тебе первые пять страниц с предложениями купить. Приходится запрос переделывать, терзаться, нервничать, разочаровываться в Янд интернете, идти в библиотеку… А тут взял, рычаг релевантности подкрутил в сторону «research» и никаких душевных травм.

Тока вот почему я не хочу этим пользоваться?… Долго, муторно… Пока накрутишь для нужного результата.. Так, для цацки сойдет. Но за мысль – риспект огромный, это вещь. Просто конкуренция одолевает. В виде кластеров, хотя бы, которые можно просто взять и включить/выключить…
(upd. еще похожие поисковики Decipho и Collarity)

4. Поиск картинок – я имею в виду не обычный картинковый поиск в Яндексе или даже Гугле. Поиск по альт-тэгам – это фи нынче. Тут речь о более продвинутом поиске, таком как Riya. Я не сильно понимаю, какие там технологии она использует, но факт в том, что, если у вас есть картинка каких-то умопомрачительных сапожек, а вы не знаете, что это, кто сделал и где купить – то загружаете и вам выдается весь спектр похожих (да и непохожих, чего уж там) картинок с описаниями. Мощно, очень мощно! Ох, скока же они бабла заработают… Причем я лично видела уже шоппинговую систему поиска, где такое было осуществлено, но вот хоть убей не помню, что за она! В принципе, это не суть важно, т.к. в скором времени, уверена, это будет в каждом втором поисковике. Не говоря уж об Amazon каком-нибудь, или e-Bay. Странно только, что Гугель до сих пор не приобрел, но вроде бы у них там какие-то не очень лицеприятные терки были.

5. Вообще-то я хотела сначала рассказать подробнее о социальном поиске. Но решила, что не буду. Их кучи, они все разные и в большинстве случаев «социальный поиск» – это персонализированный поиск. Ну не совсем, конечно, просто они дают возможность более узкого и специфического поиска и учитывают поведение того или иного коммьюнити, чтобы, значит, выдать для вас таки индивидуальный результат. Мол, мы знаем, что вы сделали прошлым летом, ага… Причем используют они эти комьюнити в различных целях – и спам удалить, и на сайт себе поиск повесить.

Ну честно говорю, не хочу я там копаться. Не люблю. Но перечислю некоторые, которые мне знакомы:
Swicki, Rollyo, Wink, Gravee (плюс предлагают еще какую то систему AdShare), Jookster, Outfoxed, Yoono.

Ни один из них на меня впечатления не произвел. Да и вообще, я не против социальных поисковиков, но там нужно много кнопак тыкать, чтоб сделать все так, чтоб работало как задумано. А мне, вот честно, неохота разбираться что там где, что куда надо вносить, кто за что голосует и т.д. Я далека от таких сует…

Стоп! Не, ну социальный поиск социальным поиском, собсна, все 2.0 поисковики в той или иной степени этим страдают, но почему я вынесла этот тип именно в категорию технологически продвинутых?
Нет, ну все таки, community-driven search (думаю, это лучшее определение, которое можно дать) это не просто так сбоку бантик. Мало того, что он позволяет вам искать глубже, дальше, быстре, сильнее, еще, о, йа, йа!..…..))) Он еще и интеллектуально продвинутый и пытается учитывать действия членов комьюнити, их вопросы и ответы, их окружение, их поведение и т.д. Благодаря этому вы получаете якобы спецом под вас заточенный поиск, который постоянно совершенствуется. Пользоваться им или нет – ваше дело.

6. Далее по плану следует кластерезированный поиск. Или кластерный. Как правильно говорить?
Кластерный поиск – это такой, понимаешь, поиск, где результаты разбиты на раздельные, ну скажем так, фрагменты. Каждый фрагмент подразумевает под собой некоторое направление, в котором может дальше развиваться ваш поиск. Скажем, вы можете искать только в интернет-магазинах, блогах, на том или ином конкретном сайте, ну и так далее. Просто отмечаете в какой нише вам далее нужно искать. В принципе, как я уже говорила, это более интересный и удобный вариант рычага релевантности. :-)

Вообще, мне очень нравится такой подход, и я считаю, что очень было бы разумно в урезанном варианте использовать его в привычных нам яндексах и гуглах. Ну хотя бы в виде «искать только в интернет-магазинах» или новостях. Да, я понимаю, это реализовано, но… Ну я уверена, что многие вместо того, чтобы идти на маркет или еще куда пользуются обычным поиском яндекса. Лень, матушка, она такая. Да и не только лень, привычка. Я вот, при всем удобстве, на Нигму как-то не спешу переходить… Наверное, все таки, потому, что кластеры нужны не всегда. Чаще они нужны там, где ты не сечешь. Вроде как и твое лично дело – пользуйся ими или нет. Но если они есть – то ты на них отвлекаешься, цацкаешься и т.п. Вот если, к примеру, на яндексе вместо директа стояло бы парочку кластеров))) Причем если тебе надо – развернул их, а по умолчанию они свернуты. Ну что то типа такого. Чтобы и глаза не мозолили, и в случае какой-то путаницы, всегда можно было одним щелчком раскрыть список кластеров и повыключать у себя там, к примеру, все интернет-магазины. Просто было бы элегантно, полезно и удобно. Конечно же, на мой скромный взгляд.

Первыми, кто ввел кластеры, были Vivisimo. Из этой же кадки Ask, Clusty, наверняка еще много чего, но это все, что имеется у меня в закладках. А, ну и Нигма, конечно же))

7. Визуальный поиск. Quintura. Вроде как Квинтура совершенно и просто так надстроечка над поиском. Ну облако тэгов, ну подумаешь, даже в той же Нигме оно есть. Но вот как оно реализовано – это очень интересно и очень сложно. Кстати, вот как раз таки нижняя часть, где расположены сами результаты поиска, как то по дизайну и юзабильности прихрамывает на обе ноги. Ну я их понимаю, в принципе, главное то достоинство вовсе не в яндекс.xml :-)

Вообще, просто интересно было, каким образом Квинтура выставляет те или иные ассоциации тегам и кластеры тэгов? Точно не знаю, знаю только, что во всем виноваты какие-то мудреные нейронные сети. Честно скажу – я в этом совершенно не шарю.

Ну и само собой, без социальности и тут не получилось, так ее растак. Но, правда, тут обошлось малой кровью – лишь посыланием результатов поиска друзьям.
Но все таки поиск очень клевый. Просто очень. Пару-тройку месяцев назад, кстати, ужасно тормозил. А теперь вот, как Скайп вложился, прогресс налицо))))

PageBull. Тоже визуальный поисковик, который показывает скриншоты сайтов в результатах выдачи. Ну ничего так. С какой-то стороны даже удобно. Вроде раз – и все видно, что тебе надо, а что нет. Но в принципе ничего особенного.

Еще одна российская разработка – Vizzy. Себя они обзывают самым неожиданным поисковиком. Возможно, справедливо. Тоже там какая-то интересная схема, даже очень. Елки, я даже не знаю, как это все описать. Я только что ее нашла, вообще-то. Но советую просто посмотреть, только нужен Flash Player.

8. Живая помощь. Навеяно статьей Андреева о 3.0 поиске – том месте, где можно получать ответы на вопросы от людей живых, экспертов в той или иной категории. Кстати, вдогонку вот еще одна статья про этих менеджеров знаний.
Приводятся в пример такие проджекты как Qunu, Chacha, Bitchun.
Я вообще не воспринимаю все это серьезно – 3.0, имхо, совсем не в этом заключается/будет заключаться. Но для галочки записала сюда. По-моему, это уже нечто, высосанное из пальца и просто уже от нечего делать. Ну лично я ни к каким менеджерам ходить не хочу, мне даже эта должность не нравится.
(забыла, конечно, про Ответы Mail.ru, весьма доморощенный сервис. Но о чем-то же этот факт говорит?:-))

В общем.. Наверное, здесь ставить точку жирную не нужно, но, по крайней мере, эта трилогия закончена.
Все это, естественно, мое личное мнение и отношение, я просто попыталась разобраться в обилии этих поисковых сервисов, насколько они нужны, важны, интересны, новы, полезны, ну и просто хотя бы немножечко разложить по полочкам. Потому что поиск 2.0, поиск 2.0. А чего-почему – фиг поймешь. Надеюсь, что-то полезное я здесь написала. За сим на время откланиваюсь.

rss feed комментариев

Один комментарий

  1. Anton Chopka:

    Очень познавательная трилогия. Спасибо.

Please, feel free to post your own comment